Неточные совпадения
Мы уже вступаем в тот возраст нашего
бытия, когда время нам уже выйти из детского западничества и детского славянофильства, когда мы должны перейти к более зрелым
формам национального самосознания.
Но
бытие народов и государств в истории не сохраняется вечно, в неподвижных
формах и границах.
Существование человечества в
формах национального
бытия его частей совсем не означает непременно зоологического и низшего состояния взаимной вражды и потребления, которое исчезает по мере роста гуманности и единства.
В отвлеченном, оторванном, умерщвленном мышлении, претендующем на полную самостоятельность и верховенство, ничего нельзя найти, кроме пустоты, бессодержательных
форм: там нет жизни, нет
бытия.
Что знание не есть нечто отличное от
бытия и противоположное ему, а есть само
бытие — этот здоровый реалистический тезис очень трудно усвоить себе современному сознанию, засоренному всеми
формами рационализма; он звучит чем-то наивным и примитивным, досократовским и почти что дофилософским.
Рационализированная изреченность в суждении мысли о
бытии есть лишь условная
форма, в которой для одних дано само
бытие, для других дано лишь суждение.
Потому философия и зашла в тупик, потому кризис ее и представляется таким безысходным, что она стала мертвой, самодовлеющей отвлеченностью, что она порвала со всеми
формами посвящения в тайны
бытия, и философ превратился из священника в полицейского.
Ясно, что множественность и повторяемость в индийской философии и религии, отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям
бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения в новые и новые
формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории мира.
Несовершенство языка, страшный номинализм слов дает кажущееся оправдание тому учению современного критицизма, согласно которому
бытие есть лишь
форма экзистенциального суждения и вне суждения
бытия нет.
«Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама действительность в дифференцированной
форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого
бытия в акте знания.
Нельзя осмыслить мирового процесса, если не допустить мистической диалектики
бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне времени и вне всех категорий нашего мира и в одном из своих моментов принявшей
форму временного
бытия, скованного всеми этими категориями.
Критическая и эмпирическая философия во всех своих
формах одинаково неспособна уловить
бытие.
Для Риккерта и родственных ему гносеологических направлений
бытие есть лишь
форма экзистенциального суждения.
Я не хочу, цельным духом своим не хочу находиться во власти номинализма языка и формализма логики, для которых «
бытие»
форма суждения, во всяком изреченном «есть» дана лишь часть суждения.
Нельзя доказать, что
бытие есть
бытие, а не
форма экзистенциального суждения, можно лишь пережить тот жизненный переворот, после которого покажется безумием превращение
бытия в суждение.
В Греции идея уже получает конечную
форму и определение; человеческое начало выступает и выражает свободно идею в определенных прекрасных образах и созданиях, то есть для себя
бытие идеи, fur sich sein, в области идеального созерцания и творчества.
Три различные
формы, в которых существует прекрасное, следующие: прекрасное в действительности (или в природе) [как выражается гегелевская школа], прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве (в [действительном
бытии], придаваемом ему творческою фантазиею человека).
Елена. Ну, конечно! Посмели бы вы! Корень первый — а может, и не первый — закон достаточного основания бывания… бывание — это материя в
формах… вот я — материя, принявшая — не без основания —
форму женщины… но зато — без всякого уже основания — лишенная
бытия.
Бытие — вечно, а материя в
формах — побывает на земле и — фьюить! Верно?
Однако им принадлежит самостоятельное
бытие в том смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая
форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность
форм образует их иерархию или организм.
Здесь в законные права вступает религиозная интуиция или вера: о нездешних корнях нашего
бытия нам может поведать только откровение, неизбежно выливающееся в
форму мифа, который затем уже может получить и философскую обработку, быть положен в основу философемы.
Уже самым фактом своего существования они свидетельствуют об «умном видении» идейных сущностей
бытия, причем они доступны человечеству под разными образами в
форме конкретно-мифологической или же логически-отвлеченной.
В материализме, именно в той первоначальной его
форме, которая носит название гилозоизма, неправильное философское выражение дается правильному чувствованию материи, как зачинающего и плодоносящего, окачествованного начала, материализм есть смутный лепет о софийной насыщенности земли, и этим живым чувством земли («материи») он выгодно отличается от идеализма, для которого материя есть незаконнорожденное понятие о ничто, или трансцендентальная χώρα, или убыль
бытия, бытийный минус.
Ибо как μη, так и ου для ά отрицательного богословия являются уже некоторыми положительными высказываниями о
бытии и тем самым относятся к имманентному, дневному, космическому сознанию, различающему свет
бытия и тени небытия, выявленность
форм и сумерки потенциальности.
С. 55 (4.27, 728 С-D).]; окончательное упразднение (λύσις) красоты,
формы и порядка означало бы уничтожение и самого
бытия.
Одинаково, и по Платону и по Аристотелю, все произрастает, в небесном архетипе имея свою энтелехию и внутренний закон
бытия, как смутное влечение, или искание своей собственной
формы: κινεϊ ως έρώμενον, по слову Аристотеля.
Из этой взаимоограниченности возникает внешняя
форма любого тела, как ограниченная область его
бытия.
Карпов: ч. III, 341, прим.), именно диалектики понятия единого, το εν, которое в одном смысле является совершенно трансцендентным
бытию и есть в этом смысле ничто, напротив, в другом смысле оно содержит в себе все и принимает в себя все разнообразие
форм.
Романтизм в своих исканиях есть борьба за освобождение субъекта, освобождение человека от власти закованности в конечных
формах объективированного мира, от власти интеллектуализма, приковывающего к ложной идее объективного
бытия, к общему.
Источник рабства есть
бытие как объект,
бытие экстериоризированное, в
форме ли рациональной или
форме витальной.
Ибо всякое восстание против Бога есть возврат к небытию, принявшему
форму ложного фантасмагорического
бытия, победа ничто над божественным светом.
В самом
бытии происходит расщепление, и оно выражается в познании в
форме объективации.
Но феноменология Гуссерля связана с особого рода онтологией, с учением об идеальном, внечеловеческом
бытии, т. е. с своеобразной
формой платонизма.
Познающий же субъект не есть
бытие, субъект гносеологичен, а не онтологичен, он есть идеальные логические
формы, совсем не человеческие, связь которых с человеком остается непонятной.
И в нашем падшем мире принимает
формы различения то, что в
бытии не есть различение.
Об этом в прикрытой
форме рассказано в Библии, в книге
Бытия.
В буддизме это принимает радикальные
формы отказа от
бытия.
Познание в категории
бытия может быть
формой метафизики, не свободной от натурализма.
Шопенгауэр, представляющий крайнюю
форму аскетической метафизики буддийского типа, которая считает
бытие злом, знает, по крайней мере, сострадание.
Нет ничего удивительного в том, что человек искал избавления от страдания через отказ от утверждения личного
бытия, через снятие границ и
форм личностей.
Познание для критической гносеологии не есть одна из
форм творчества, познание есть заковывание
бытия, противостоящее всякому творчеству и противящееся ему, познание (наука) есть подмена
бытия.
[ «Дело состоит в направленности кантианства на самое себя: поскольку кантианская трансцендентальная философия исследует познание
бытия, постольку трансцендентальное философское познание систематизирует свои собственные принципы; подобным образом трансцендентальная философия будет познавать априорную
форму как внечувственно-действующее, но в логике теперь уже не должно таиться ничего помимо того, что дается априорной теорией и познанием чувственной данности» (нем.).]
И если астрология не может возродиться в наивно-натуралистической
форме, как не может возродиться докоперниковский натуралистический антропоцентризм, то супранатуралистическая истина астрологии, которая видит в космосе иные планы
бытия, закрытая для астрономии, возродится, возрождается и никогда не умирала [Беспристрастную и добросовестную историю астрологии можно найти у Кизеветтера в том томе его истории оккультизма, который называется «Die Geheimwissenschaften», с.
Детерминизм есть неизбежная
форма природного
бытия, т. е. и
бытия человека как природного существа, хотя бы причинность в человеке была духовной, а не физической.
Бытие превращается в
форму экзистенциального суждения.
Эта эгалитарно-нигилистическая страсть глубоко антикосмична, она восстает против иерархических ступеней
бытия и жаждет равного небытия, равенства в ничто, в пустоте, в нищете, в оголении от всех
форм культурного
бытия, в пустой свободе от всех иерархических ценностей.
Бытие государства (независимо от
формы правления) имеет объективные, космические, в конце концов божественные основы.
Он также еще не знает своего «во имя», но переходит от
формы к содержанию, от вопроса о законных правах познания к вопросу о самом познании жизни и
бытия.